Высокоскоростные молодые звезды кружат над сверхмассивной черной дырой Sgr A*, словно рой пчел.

Скоростной малыш звезды окружают сверхмассивную черную дыру Sgr A*, как рой пчел

Многоволновая карта нахождения внутреннего ≈0,4 пк центра Галактики, наблюдаемого в K-диапазоне (красный) и L-диапазоне (синий) наблюдалось с NACO (VLT). Фото: Астрономия и астрофизика (2024 г.). DOI: 10.1051/0004-6361/202449729

Наблюдательная астрономия показывает, что недавно обнаруженные молодые звездные объекты (YSO) в непосредственной близости от сверхмассивной черной дыры Стрелец А*, расположенной в центре нашей галактики, ведут себя иначе, чем ожидалось. Они описывают орбиты, аналогичные орбитам уже известных молодых эволюционировавших звезд, и расположены по особой схеме вокруг сверхмассивной черной дыры.

Исследования показывают, что стрелец А* заставляет звездные объекты принимать определенные образования. Исследование называется «Кандидаты в молодые звездные объекты в S-скоплении: кинематический анализ субпопуляции маломассивных G-объектов, близких к Sgr A*», и опубликовано в журнале Astronomy & Астрофизика.

В ней приняли участие исследователи из Кёльнского университета, Масариковского университета в Брно (Чехия), Карлова университета в Праге (Чехия), Академии наук Чехии и Институт радиоастрономии Макса Планка в Бонне.

Около 30 лет назад в непосредственной близости от сверхмассивной черной дыры Sgr A* в центре Млечного Пути были обнаружены высокодинамичные звезды.

Эти звезды, также известные как S-звезды, вращаются вокруг сверхмассивной черной дыры. дыра со скоростью несколько тысяч километров в час за несколько лет. Звезды удивительно молоды, и их присутствие вызывает недоумение, поскольку, согласно популярным теориям, в непосредственной близости от сверхмассивной черной дыры можно было бы ожидать только старые и тусклые звезды.

Технологический прогресс, произошедший в последние десятилетия, и длительные периоды наблюдения за галактическим центром с помощью современного телескопа в настоящее время вызывают дополнительные вопросы. Например, в 2012 году был обнаружен объект, который исследователи предположили как облако газа, «поглощенное» сверхмассивной черной дырой.

Хотя эта теория не получила подтверждения, долгое время было неясно, что именно это может быть за объект. В последние годы появляется все больше свидетельств того, что это может быть YSO, окруженная пылевым облаком.

Помимо звезд S, исследователи в настоящее время проводят исследования дюжины объектов в непосредственной близости от звезды S. сверхмассивная черная дыра, которая также имеет очень похожие свойства. Они выяснили, что объекты были даже существенно моложе уже известных высокоскоростных звезд.

«Интересно, что эти YSO демонстрируют такое же поведение, как и звезды S. Это означает, что YSO облетают сверхмассивную черную дыру со скоростью несколько тысяч километров в час за несколько лет», — объяснил доктор Флориан Пейшикер из Института Кельнского университета. по астрофизике и автору исследования.

«S-звезды оказались удивительно молодыми. Согласно общепринятым теориям, дополнительное присутствие звездного детского сада, состоящего из YSO, является совершенно неожиданным», — добавил доктор. Пейкер.

Более того, эта группа высокоскоростных объектов, состоящая из молодых звездных объектов и звезд S-типа, на первый взгляд напоминает хаотичный рой пчел. Однако, как и рой пчел, имеет узор и регулярные образования, так и YSO и S-звезды.

Таким образом, исследователи смогли продемонстрировать, что YSO, а также S-звезды расположены определенным, организованным образом в трехмерном пространстве.

«Это означает, что существуют определенные предпочтительные звездные созвездия. Распределение обеих звездных вариаций напоминает диск, что создает впечатление, что сверхмассивная черная дыра заставляет звезды занимать организованную орбиту», — сказал Пейскер.

Дополнительная информация: Ф. Пейскер и др., Кандидаты на молодые звездные объекты в S-скоплении: кинематический анализ субпопуляции маломассивных объектов G вблизи Sgr A*, Астрономия и астрофизика (2024). DOI: 10.1051/0004-6361/202449729