Исследователи обнаружили редкие сохранившиеся органы у бразильских ископаемых рыб

Исследователи нашли редкий орган сохранение ископаемых рыб в Бразилии

Фотография ископаемых рыб из Мафры. Brazil.CP 065. Фото: Родриго Тиноко Фигероа, Мичиганский университет

Согласно новому исследованию, окаменелости в Бразилии указывают на более сложную историю эволюции мозга лучепёрых рыб, чем предполагалось ранее.

Родриго Тиноко Фигероа, бразильский аспирант Мичиганского университета, и его коллеги не только обнаружили хорошо сохранившийся мозг у лучепёрых рыб позднего палеозоя, но и обнаружили другие мягкие ткани – такие как фрагменты сердца и глаз, мозговые оболочки и жаберные нити – редкость в палеонтологии из-за скудности летописи окаменелостей.

«Эти окаменелости не только демонстрируют обширную сохранность мягких тканей, но и дают представление об эволюции мозга рыб, живших более 290 миллионов лет назад», — сказал Фигероа. «Подобные окаменелости — единственный способ получить прямые доказательства существования элементов мягких тканей из прошлого. Такая информация часто разбивает наши ожидания относительно живых видов».

Фигероа — ведущий автор исследования, опубликованного в журнале журнал Современная биология. Эта работа является частью его диссертации под руководством палеонтолога Мэтта Фридмана на факультете наук о Земле и окружающей среде Университета штата Массачусетс.

Фигероа сказал, что из всех образцов один, названный CP 065, является самым удивительным.

«Помимо того, что это первый образец, у которого я заметил вывернутый мозг, это также одна из наиболее хорошо сохранившихся окаменелостей, которые я когда-либо видел», — сказал он.

«Представьте себе ископаемое возрастом более 290 миллионов лет, в котором сохранился мозг и его черепные нервы, тонкие мозговые оболочки, поддерживающие мозг внутри полости черепа, жаберные нити, фрагменты кровеносных сосудов, части сердца и, возможно, скелетные мышцы. безусловно, уникальная находка. Подобные экземпляры — лучший способ сблизить палеонтологию с биологией и наоборот».

Фигероа работает с компьютерной томографией черепов ископаемых лучепёрых рыб, включая эти экземпляры, которые он привез в Мичиган. взят во временное пользование Палеонтологическим центром Университета Контестадо в Мафре, Санта-Катарина, Бразилия.

«Использование микроКТ окаменелостей и микроКТ с контрастным усилением современных видов дает нам новые трехмерные данные, которые могут выйти за рамки результатов, представленных в этой статье, с добавлением новых окаменелостей и нового сравнительного материала из существующих видов». «Сказал Фигероа.

Фигероа проходит томографию на факультете наук о Земле и окружающей среде Университета Массачусетса. Фото: Родриго Тиноко Фигероа, Мичиганский университет

В своем исследовании Фигероа отсканировал восемь экземпляров из Мафры и обнаружил у всех из них некоторую степень окаменелости мягких тканей. В большинстве случаев мозг сохранился в деталях, демонстрируя морфологию, аналогичную морфологии коккоцефала, обнаруженной в предыдущих исследованиях.

«После более детального изучения всех этих мозгов и связанной с ними остеологии образцов я смог определить, что существовало два разных вида», — сказал он. «Учитывая морфологию костей, один из них, по-видимому, тесно связан с более молодыми окаменелостями, ближе к группе, включающей все 35 000 ныне живущих видов лучепёрых рыб».

По словам Фигероа, эти два таксона демонстрируют разную морфологию мозга.

«Это дает нам первое свидетельство вывернутого конечного мозга у ископаемой лучепёрой рыбы», — сказал он. «Это встречается у некоторых экземпляров, в то время как у Coccocephalus, согласно прошлогодней работе, наблюдается контрастное состояние, которое мы называем выпячиванием конечного мозга».

Бразильский исследователь сказал, что образцы также сохранили подробные свидетельства менингеальных тканей, таких как мембранная ткань, поддерживающая мозг внутри головы и глаз, включая хрусталик, склеру, мышцы и сетчатку.

«Хотя на данный момент их недостаточно, чтобы предоставить ясную картину эволюции этих структур, они являются признаком того, что такое обширное сохранение мягких тканей возможно», — сказал Фигероа. «Я считаю, что в ближайшие годы может произойти еще много открытий».

Исследование является кульминацией пятилетних исследований. Обнаружив в 2023 году самый старый ископаемый мозг позвоночных, Фигероа захотел лучше понять другие возможные случаи сохранения мягких тканей в окаменелостях и сколько информации может предоставить этот тип сохранения.

«Я до сих пор помню, как впервые я посмотрел на сканирование одного из образцов», — сказал он.

«Я был взволнован, увидев все детали, сохранившиеся в костях, а затем понял, что это еще не все. Это глаз в почти первозданном состоянии. С этого момента было приключением находить все больше и больше сохранившихся мягких тканей и сравнивать их с живыми рыбами. Удивительно, насколько хорошо сохраняются эти экземпляры».

Подробнее. информация: Родриго Т. Фигероа и др., Окаменение мягких тканей проливает свет на поэтапную эволюцию мозга лучепёрых рыб, Современная биология (2024). DOI: 10.1016/j.cub.2024.05.027