Сферы Дайсона: астрономы сообщают о потенциальных кандидатах на инопланетные структуры и приводят доказательства против их существования

Сферы Дайсона: астрономы сообщают о потенциале кандидаты на инопланетные структуры и доказательства против их существования

Звезда Табби в инфракрасном (слева) и ультрафиолетовом (справа) свете. Фото: Википедия

Есть три способа поиска доказательств существования инопланетных технологических цивилизаций. Один из них — следить за намеренными попытками сообщить о своем существовании, например, посредством радиопередач. Другой вариант — искать доказательства их посещения Солнечной системы. И третий вариант — искать в космосе признаки масштабных инженерных проектов.

Группа астрономов применила третий подход, проанализировав данные недавних астрономических исследований и идентифицировав семь кандидатов на роль инопланетных мегаструктур, известных как сферы Дайсона, «заслуживающих дальнейшего анализа». Их исследование опубликовано в журнале Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества.

Это детальное исследование направлено на поиск «чудаков» среди звезд — объектов, которые могут быть инопланетными мегаструктурами. Однако авторы стараются не делать каких-либо преувеличенных утверждений. Семь объектов, расположенные в пределах 1000 световых лет от Земли, представляют собой «М-карлики» — класс звезд, которые меньше и менее ярки, чем Солнце.

Сферы Дайсона были впервые предложены астрономами физиком Фрименом Дайсоном в 1960 году как способ для развитой цивилизации использовать силу звезды. Состоящие из плавучих коллекторов энергии, фабрик и жилых помещений, они занимали все больше и больше места, пока в конечном итоге не окружили почти всю звезду, как сферу.

Дайсон понял, что эти мегаструктуры будут иметь наблюдаемую подпись. Признак Дайсона (который команда искала в недавнем исследовании) — это значительное превышение инфракрасного излучения. Это потому, что мегаструктуры будут поглощать видимый свет, излучаемый звездой, но не смогут использовать его весь. Вместо этого им придется «сбрасывать» избыточную энергию в виде инфракрасного света с гораздо большей длиной волны.

К сожалению, такой свет также может быть признаком множества других вещей, таких как диск газа и пыли, диски комет и другой мусор. Но семь многообещающих кандидатов явно не связаны с диском, поскольку они плохо подходят для дисковых моделей.

Стоит отметить еще один признак сферы Дайсона: видимый свет звезды. опускается по мере того, как перед ним проходит мегаструктура. Такая подпись уже встречалась. Большой ажиотаж вызвала звезда Табби, или Кик 8462852, свет которой показал множество действительно необычных провалов, которые могли быть связаны с инопланетной мегаструктурой.

Это почти наверняка не инопланетная мегаструктура. Было предложено множество естественных объяснений, таких как прохождение облаков комет через облако пыли. Но это странное наблюдение. Очевидным продолжением семи кандидатов было бы также поискать эту подпись.

Дело против сфер Дайсона

Однако сферы Дайсона вполне могут вообще не существовать. Я думаю, что они вряд ли там будут. Это не значит, что они не могут существовать, скорее, любая цивилизация, способная их построить, вероятно, не будет нуждаться в этом (если только это не какой-нибудь мегахудожественный проект).

Рассуждения Дайсона о рассмотрении таких мегаструктур предполагали, что развитые цивилизации будут иметь огромные требования к мощности. Примерно в то же время астроном Николай Кардашев предложил шкалу для оценки развития цивилизаций, которая почти полностью основывалась на их энергопотреблении.

В 1960-х годах это имело смысл. Оглядываясь назад на историю, можно сказать, что человечество продолжало экспоненциально увеличивать потребление энергии по мере развития технологий и увеличения числа людей, поэтому они просто экстраполировали эту постоянно растущую потребность в будущее.

Однако наше глобальное использование энергии за последние 50 лет, и особенно за последнее десятилетие, начал расти гораздо медленнее. Более того, Дайсон и Кардашев никогда не уточняли, для чего будут использоваться эти огромные уровни силы, они просто (достаточно разумно) предполагали, что они понадобятся для того, что делают развитые инопланетные цивилизации.

Но теперь, когда мы смотрим в будущее, мы видим, что эффективность, миниатюризация и нанотехнологии обещают значительно более низкое энергопотребление (производительность на ватт практически всех технологий постоянно улучшается).

Быстрый расчет показывает, что если бы мы хотели собрать 10% солнечной энергии на расстоянии Земли от Солнца, нам потребовалась бы площадь поверхности, равная 1 миллиарду земель. И если бы у нас была сверхпередовая технология, которая могла бы сделать мегаструктуру толщиной всего 10 км, это означало бы, что нам понадобится материал, которого хватит на миллион Земли, чтобы построить их.

Существенная проблема заключается в том, что Наша Солнечная система содержит только около 100 земных твердых материалов, поэтому нашей развитой инопланетной цивилизации потребуется разобрать все планеты в 10 000 планетных системах и перевезти их к звезде, чтобы построить свою сферу Дайсона. Чтобы сделать это с материалом, имеющимся в единой системе, каждая часть мегаструктуры могла иметь толщину всего один метр.

Это при условии, что они используют все элементы, доступные в планетарной системе. Если им требовалось, скажем, много углерода для создания своих структур, то мы рассматриваем возможность демонтажа миллионов планетных систем, чтобы заполучить его. Я не говорю, что сверхразвитая инопланетная цивилизация не смогла бы этого сделать, но это чертовски трудная работа.

Я также сильно подозреваю, что к тому времени, когда цивилизация дойдет до С точки зрения возможности построить сферу Дайсона, у них был бы лучший способ получить эту силу, чем использовать звезду, если бы она им действительно была нужна (я понятия не имею, как, но они сверхразвитая цивилизация).< /p>

Возможно, я ошибаюсь, но посмотреть не помешает.

Дополнительная информация: Матиас Суазо и др., Project Гефест – II. Кандидаты в сфере Дайсона от Gaia DR3, 2MASS и WISE, Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества (2024 г.). DOI: 10.1093/mnras/stae1186