Чем язык неандертальцев отличался от языка современного человека — они, вероятно, не использовали метафоры

Чем язык неандертальцев отличался от языка современного человека—вероятно, они не использовал метафоры

Сравнение черепов современного человека и неандертальца из Кливлендского музея естественной истории. Фото: DrMikeBaxter/Википедия

Неандертальцы (Homo neanderthalensis) очаровывают как исследователей, так и широкую общественность. Они остаются центральными в дебатах о природе рода Homo (широкая биологическая классификация, к которой относятся люди и их родственники). Неандертальцы также важны для понимания уникальности нашего вида, Homo sapiens.

У нас был общий предок с неандертальцами около 600 000 лет назад. Они эволюционировали в Европе, а мы — в Африке, а затем неоднократно рассеялись в Евразии. Неандертальцы вымерли около 40 000 лет назад. Мы заселили мир и продолжаем процветать. Вопрос о том, является ли такой разный результат следствием различий в языке и мышлении, уже давно обсуждается.

Но данные указывают на ключевые различия в мозге нашего вида и мозга неандертальцев, которые позволили современным людям (H. sapiens) выдвигать абстрактные и сложные идеи с помощью метафор – способности сравнивать две несвязанные вещи. Чтобы это произошло, наш вид должен был отличаться от неандертальцев по архитектуре мозга.

Некоторые эксперты интерпретируют скелетные и археологические данные как свидетельствующие о глубоких различиях. Другие полагают, что их не было. А некоторые занимают золотую середину.

Разногласия неудивительны, когда вы пытаетесь вывести такие нематериальные активы из материальных останков, таких как кости и артефакты. Доказательства разрозненны и неоднозначны, что дает нам сложную загадку того, как, когда и почему развивался язык. К счастью, недавние открытия в археологии и других дисциплинах добавили несколько новых частей к этой языковой головоломке, позволив создать жизнеспособную картину разума неандертальцев.

Новые анатомические данные указывают на то, что у неандертальцев голосовые и слуховые пути существенно не отличались от наших, а это указывает на то, что с анатомической точки зрения они были так же способны, как и мы, общаться посредством речи. Обнаружение генов неандертальцев у нашего собственного вида указывает на многочисленные эпизоды скрещивания, что предполагает эффективную межвидовую коммуникацию и социальные отношения.

Открытие деревянных копий неандертальцев и использование смол для изготовления инструментов из отдельных компонентов также расширили наши представления об их технических навыках. Подвески из птичьих когтей и вероятное использование перьев в качестве украшений тела считаются примерами символизма наряду с геометрическими гравюрами на камне и кости.

Пещерные художники?

Самые яркие Утверждают, что неандертальцы занимались искусством, рисуя красным пигментом стены пещер в Испании. Но некоторые из этих утверждений о наскальном искусстве остаются проблематичными. Доказательства существования наскального искусства неандертальцев скомпрометированы нерешенными методологическими проблемами и, на мой взгляд, вряд ли верны.

Быстро накапливающиеся доказательства присутствия современных людей в Европе до 40 000 лет бросают вызов идее о том, что неандертальцы создали эти геометрические узоры или, по крайней мере, что они сделали это до влияния современных людей, использующих символы. Как бы хорошо ни было сделано деревянное копье, оно представляет собой не что иное, как заостренную палку, и свидетельства технического прогресса отсутствуют на протяжении всего существования неандертальцев.

Хотя археологические данные остаются спорными, данные нейробиологии и генетики убедительно доказывают лингвистические и когнитивные различия между H. neanderthalensis и H. sapiens.

Трехмерная цифровая реконструкция мозга неандертальца, созданная путем деформации мозга H. sapiens и вставки его в слепок мозга (эндокаст) неандертальца, указывает на существенные различия в структуре. У неандертальцев была относительно большая затылочная доля, из-за которой больше мозгового вещества отводилось на обработку зрительной информации и оставалось меньше для других задач, таких как речь.

У них также был относительно небольшой мозжечок иной формы. Эта подкорковая структура, наполненная нейронами, участвует во многих задачах, включая обработку речи, речь и беглость речи. Уникальная сферическая форма мозга современного человека развилась после того, как 300 000 лет назад появился первый Homo sapiens.

Некоторые генетические мутации, связанные с этим развитием, связаны с развитием нейронов и с тем, как нейроны соединяются в мозге. Авторы всестороннего исследования всех мутаций, которые, как известно, являются уникальными для H. sapiens (по состоянию на 2019 год), пришли к выводу, что «модификации сложной сети познания или обучения имели место в эволюции современного человека».

Iconic слова

Хотя такие свидетельства накапливались, наше понимание языка также изменилось. Три события имеют особое значение. Во-первых, в 2016 году с помощью сканирования мозга было обнаружено, что мы храним слова или, скорее, понятия, которые мы связываем со словами, в обоих полушариях мозга и в кластерах или семантических группах схожих понятий в мозгу. Это важно, потому что, как мы увидим, способ, которым эти кластеры идей связаны – или нет – вероятно, был разным у H. sapiens и неандертальцев.

Во-вторых, это признание того, что знаковые звуки – те, которые создают чувственное впечатление о том, что они представляют, – обеспечили эволюционный мост между обезьяноподобными криками нашего общего предка, жившего 6 миллионов лет назад, и первыми словами, произнесенными Homo – хотя мы Я не уверен, какой это был вид.

Иконические слова по-прежнему широко распространены в языках сегодня, отражая аспекты звука, размера, движения и текстуры понятия, которое представляет это слово. Это контрастирует со словами, которые лишь произвольно связаны с тем, к чему они относятся. Например, собаку в равной степени можно назвать собакой, собакой или собакой — ни одна из них не дает чувственного впечатления о животном.

В-третьих, компьютерные симуляционные модели передачи языка между поколениями показали, что синтаксис – согласованные правила того, как слова упорядочиваются для создания значения – могут возникать спонтанно. Такое смещение акцента с генетического кодирования синтаксиса на спонтанное возникновение предполагает, что и H.sapiens, и язык неандертальцев содержали эти правила.

Ключевое отличие

Хотя соединить кусочки головоломки можно несколькими способами, моя долгая борьба с междисциплинарными данными нашла только одно решение. Все начинается с знаковых слов, произнесенных древним человеческим видом Homo erectus около 1,6 миллиона лет назад.

По мере того, как эти типы слов передавались из поколения в поколение, возникли произвольные слова и правила синтаксиса, обеспечившие раннюю Неандертальцы и H. sapiens с одинаковыми языковыми и когнитивными способностями.

Но они разошлись, поскольку оба вида продолжали развиваться. Мозг H. sapiens приобрел сферическую форму с нейронными сетями, соединяющими изолированные семантические кластеры слов. Они остались изолированными в мозгу неандертальцев. Таким образом, хотя H. sapiens и неандертальцы обладали одинаковой способностью к знаковым словам и синтаксису, они, по-видимому, различались в отношении хранения идей в семантических кластерах в мозге.

Связывая различные кластеры в мозге, которые отвечают за хранение групп понятий, наш вид приобрел способность мыслить и общаться с помощью метафор. Это позволило современным людям провести границу между совершенно разными понятиями и идеями.

Возможно, это был самый важный из наших когнитивных инструментов, позволяющий нам придумывать сложные и абстрактные концепции. Хотя знаковые слова и синтаксис были общими для H. sapiens и неандертальцев, метафора изменила язык, мышление и культуру нашего вида, создав глубокий разрыв с неандертальцами. Они вымерли, а мы заселили мир и продолжаем процветать.

Предоставлено The Conversation